Жизнь и творчество Как гармонично сочетать «обычную» жизнь и творчество? Как сделать их взаимно питательными и позволить легко перетекать друг в друга? Для далекого от писательского дела человека может показаться странной сама эта проблематика, однако она существует. Например,
вдохновение не является в рабочие часы, а в нерабочие отвлекает от личных и семейных дел, превращая человека творческой профессии в «эгоистичного трудоголика», «безумного творца» — в худшем значении этих фраз. Не говоря уж о том, что практически любой творческий человек с успехом изводит себя мыслями о собственной бездарности, когда процесс не ладится.
Книга «Право писать» учит тому, как заниматься своей работой с удовольствием и внимательностью, но без напряжения и нервотрепки.
Джулия Кэмерон Известная американская журналистка (The New York Times, Rolling Stone, The Chicago Tribune), преподаватель, сценарист, кинорежиссер (бывшая жена Мартина Скорсезе) и писательница. Англоязычная Википедия выдает список из почти трех десятков книг Джулии Кэмерон, посвященных развитию творческих способностей, и хотя в большинстве ее книг приводятся разнообразные письменные практики, они будут полезны далеко не только литераторам и журналистам.
Лучшая мысль «Моя писательская жизнь – как свободная одежда. Как просторная китайская шелковая пижама. Это жизнь, в которой я – и мои произведения – могут быть такими, какие есть. Поскольку я не заинтересована в том, чтобы выглядеть или вести себя как «настоящий» писатель, могу спокойно жить настоящей жизнью. И мне не нужно думать, насколько я умна и гениальна, поскольку теперь моя задача – лишь прислушиваться к тому, что пытается говорить через меня, я доверяю творческому потоку, который всегда во мне, всегда доступен, как свет – в одном щелчке выключателя».
(Забавно, что слово «писатель» часто произносится с придыханием теми людьми, которые далеки от профессии, а вот у самих писателей, особенно когда работа не ладится, вызывает ироничную усмешку или даже раздражение вперемешку с ощущением безысходности. Потому что за внушительной вывеской на самом деле таятся
малозаметный ежедневный труд (например, когда «высиживаешь» новый текст), сомнения, самокритика, напряженное ожидание обратной связи, порой не оправдавшиеся надежды, ощущение собственной бесполезности, дни, недели или даже месяцы творческого бесплодия…в общем, не буду пугать читателя :) Всё это можно прочесть в дневниках любого писателя любой степени известности и родом из любого века.
Важно то, что Джулия Кэмерон обнажает в «Праве писать» все эти переживания, дает поддержку и конкретные упражнения для того, чтобы выйти из ступора и продолжить создавать новые тексты)
С чем можно поспорить «В некотором смысле, творчество – не наше дело. К нему не нужно стремиться, оно дается нам и так. Это не изобретение эго. Это естественная функция души. Нам предначертано дышать и жить. А также – слушать и творить. Нам не нужны специальные авторучки. Не нужны отдельные комнаты и свободное время. Нужно одно лишь намерение позволить творчеству творить сквозь нас. Открываясь чему-то или кому-то большему, чем мы сами, мы заодно открываем себя собственному высшему «Я».
(Я определенно влюблена в эту книгу и в целом согласна с утверждением, но с кое-какой важной оговоркой. В книге «Путь Художника» сама Кэмерон обращает внимание читателя на важность ритуалов и маленьких символов, которые позволяют настроиться на процесс творчества, как на что-то приятное и естественное, а не трудноуловимое и выматывающее. В «Праве писать», написанном 6 годами позже, предлагается просто «открыться» и «позволить» творчеству протекать через нас. Но думаю, для большинства людей (включая меня) это до поры до времени остается красивыми словами с коротким вдохновляющим эффектом. Да,
творчество естественно для человека, но чтобы по-настоящему начать жить из этой мысли, нам чаще всего требуются годы «танцев с бубнами» — то есть специально выделенного на творчество времени, пространства и инструментов для работы вроде той же «особенной» авторучки. В некоторые процессы невозможно «впрыгнуть» раньше времени :)
Интересная мысль «Представьте себе, что сидите под большим деревом, прислонившись спиной к стволу. С другой стороны под деревом сидит Сказитель. Возьмите лист бумаги и пронумеруйте строки от одного до пяти. Поведайте Сказителю, какие пять историй хотели бы услышать».
(«Пишите о том, о чем сами бы хотели прочитать», — известный совет, который автор обыгрывает в этом упражнении. Попробуйте выполнить его прямо сейчас, это займет несколько минут! Вообще «Право писать» нужно читать медленно, выполняя упражнения — в этом случае рост творческой плодовитости впечатляет)
Если нет вдохновения… … то эта книга для вас.
Для тех, кто хочет писать/писать больше.
Кто уже пишет (а значит, регулярно имеет дело со всеми побочными эффектами от этой разновидности творческого труда).
Тем, кто писал раньше, а теперь не находит времени, вдохновения, чего угодно…
Для людей, чьи мечты или уже профессия связаны с созданием текстов, книга Джулии Кэмерон станет настоящей поддержкой и проводником, особенно в периоды «засухи». К ней
я сама периодически обращаюсь, чтобы освежить уверенность в своих силах, вспомнить о неизбежности творческих кризисов и способах выхода из них, а также чтобы продолжать обучаться ремеслу «слушания» и записывания текста — с помощью интересных упражнений и практик, которые предлагает автор.
Как писал Гете: «Если вы что-то можете сделать, или вам кажется, что можете, – начинайте, ибо в действии есть чудесная благодать и сила».