Стивен Прессфилд «Война за креатив»
Как преодолеть внутренние барьеры и начать творить
О чем эта книга

В небольшой по объему книге «Война за креатив. Как преодолеть внутренние барьеры и начать творить» автор с восхитительной воинственностью изобличает силы Зла — так он называет прокрастинацию, лень, неумение расставлять приоритеты, сомнения, страхи и еще уйму подобных навязчивых мыслей и переживаний, с которыми сталкивается любой человек, желающий реализовать свои планы, неважно, идет речь о написании пьесы, о походе в спортзал или другом деле, способствующем развитию.
Стивен Прессфилд называет все эти проявления общим словом Сопротивление, задача которого — не дать нам воплотить свой потенциал, привнести в этот мир что-то новое, доброе, светлое. Какую бы изощренную маску ни носило Сопротивление — от логично выстроенной аргументации на тему «почему лучше не сегодня» до банального «отсутствия вдохновения» — главной задачей является не позволить ему взять верх. И неважно, удастся ли немедленно создать что-то гениальное, куда ценнее само умение преодолевать деструктивные силы, тянущие ко дну.

Несколькими примерами автор иллюстрирует более глобальную идею: поддаваясь Сопротивлению, мы не просто проживаем день без творческих плодов, но бросаем пригоршню земли, зарывая свой личностный и духовный потенциал, постепенно накапливаем неудовлетворенность собой и далее пытаемся заглушить неприятные чувства алкоголем, сигаретами, наркотиками, медикаментами, вредной едой и т.д. Палитра последствий может быть широкой, но в любом случае это — цикл саморазрушения, где первым звеном была уступка Сопротивлению.

А всего-то и нужно было — просто сесть за работу.

Кто автор

Стивен Прессфилд прошел путь от копирайтера и автора трех отвергнутых издателями книг до голливудского сценариста и успешного писателя, работающего в жанре исторического романа. В паузе между началом и продолжением литературной деятельности автору удалось вполне испытать на себе силу Сопротивления — в течение нескольких лет он сменил профессию таксиста, бармена, учителя, разнорабочего и получил еще несколько оригинальных карьерных опытов. Как говорит сам Стивен Прессфилд, к написанию «Войны за креатив» его подтолкнули друзья и знакомые, имевшие разные творческие замыслы (в том числе идеи книг), но приносившие их Прессфилду вместо того, чтобы реализовывать самостоятельно.

Зная о направленности основного литературного опыта автора, можно понять, откуда в книге столько аллюзий к мифам и легендам, а также некоторый духовный пафос (в хорошем смысле) — пожалуй, она напоминает речь матёрого генерала, ведущего своих солдат в бой. А ведь любому воину только на пользу воодушевление и вера в свою способность победить!

Лучшая мысль

«Подобно компасу, который неизменно указывает на Север, Сопротивление ведет нас в «вечную мерзлоту» — призывая к бездействию. Мы можем использовать это свойство Сопротивления, определяя с его помощью наши главные таланты, наше истинное призвание. Чем важнее какое-либо стремление нашей души для нашего развития, тем больше Сопротивления мы будем испытывать, следуя ему.»

Можно поспорить

«Вы когда-нибудь были на каком-нибудь семинаре? Эти дармоеды — настоящие преподаватели Сопротивления. Им следовало бы присудить кандидатскую степень по Сопротивлению. Разве может быть лучший способ избежать работы, чем отправиться на семинар? Но еще сильнее я ненавижу словесную поддержку и советы.
Когда друзья и семья начинает вас «поддерживать», это похоже на сборище у вашего смертного одра. Это трогательно, но если поезд ушел, они смогут лишь помахать ему вслед.
Любая поддержка, которую мы получаем от людей, — сплошное надувательство. Чем больше энергии мы тратим на то, чтобы получать поддержку от коллег и любимых людей, тем слабее мы становимся.»

(Поспорю со всем :) Во-первых, профессиональные семинары могут подкинуть не только критически важной информации, но и полезных контактов, новый взгляд, в конце концов, даже если мероприятие окажется пустышкой, у Вас может появиться желание организовать свой семинар, написать статью или даже книгу. Собственное видение вопроса и горячая полемика (даже не озвученная) — также повод для творчества.

Во-вторых, если семинар психологической направленности, то помимо описанных выше возможностей, человек получает шанс разобраться с рядом болезненных личных вопросов, например, с тем же самым сопротивлением, если раз за разом не удается побороть его методами из серии «просто возьми и сделай это прямо сейчас!». Не будем совсем уж упрощать процессы, происходящие в психике — чем грешит популярная психология — за ленью может стоять потерянная способность слышать свои истинные желания, за страхом — серьезный травматический опыт, отпечатавшийся в подсознании. И тогда психологическая работа — это не потеря времени, а обретение глубины и эффективности.

Что касается поддержки окружающих, я не встречала тех, кому она бы не помогала. Но здесь существует разница. Тратить энергию на то, чтобы получить поддержку — это одно, и тогда лучше, действительно, отправиться на психологический семинар, потому что за острой потребностью в поддержке находятся детские травмы, которые могут блокировать творческую самореализацию. А вот принимать поддержку, радоваться ей и чувствовать себя бодрее — естественная реакция на эмоциональную безопасность. И если Вас окружают люди, создающие и демонстрирующие эту безопасность — знайте, что вдобавок ко всему Вы располагаете мощным энергетическим ресурсом!)

Забавная мысль

«Сопротивление препятствует только движению вверх. Оно активизируется, когда мы стремимся следовать нашему призванию к искусствам, пытаемся запустить новаторский проект или перейти на более высокий духовный уровень, подняться нравственно.
А потому, если вы работаете в Фонде матери Терезы в Калькутте, но мечтаете сделать карьеру в телемаркетинге, — не волнуйтесь. Сопротивление выдаст вам бесплатный билет.»

Кому полезна эта книга

Творческим личностям всех сортов, особенно в затянувшемся кризисе. Людям, которые не знают, творческие ли они, но несколько замыслов у них имеется.
Тем, кто пышет идеями, но так и не добирается до их воплощения.
Кто склонен перекладывать на окружающих или на обстоятельства вину за свои нереализованные проекты.
И тем, кто понимает, что никто другой не будет бороться с их прокрастинацией, — это личная битва каждого, хоть нас и миллиарды (и это дает некоторое ощущение плеча).
Если Вы узнали себя в каком-то из этих описаний — вставайте под знамя борьбы Творчества с Сопротивлением, «Война за креатив» Стивена Прессфилда вдохновляет на то, чтобы вести и выигрывать битвы за рождение шедевров!