Красные Фонари: проституция в свете истории и психологии
Краткая история проституции в Амстердаме

Честно говоря, мне было тревожно от мысли о посещении одной из главных достопримечательностей Амстердама и Голландии вообще — района Красных Фонарей. Я боялась атмосферы разнузданности, пошлости и навязчивости, боялась, что начну сравнивать себя с обезоруживающе сексуальными женщинами, сидящими в окнах, боялась, что мой мужчина будет засматриваться на них и боялась разгоряченных толп, циркулирующих от окон к кофешопам и обратно… Но это место встретило меня совсем другими картинками, откровениями и размышлениями.

Уже с конца средних веков Амстердам известен как процветающий портовый город. А где есть уставшие от длительной работы мужчины, жадно ищущие развлечений и удовольствий, там есть и дамы, предлагающие соответствующие услуги.
Поэтому к 15 веку проституция в де Валлен — старейшем квартале города — заняла прочные позиции. В конце 16 века с приходом протестантизма она попала под официальный запрет, а над представительницами древнейшей профессии нависла угроза телесных наказаний или даже высылки из города. Несмотря ни на что, спрос на услуги оставался высоким, поэтому правительство смотрело на существующую ситуацию сквозь пальцы.

К концу 17 века в Амстердаме насчитывалось около 1 000 женщин, работающих проститутками (сегодня чуть меньше, около 900 человек работают в одном только квартале Красных Фонарей, а во всем городе насчитывается около 6 000-8 000 представителей профессии обоих полов). Проститутки мужского пола были, по всей видимости, слишком неординарным явлением в те времена даже для Амстердама, поэтому статистика или просто упоминания о них отсутствуют.

Заболевания, передающиеся половым путем, были в то время более серьезной проблемой для сферы секс-услуг, чем переменчивые отношения с государством. Презервативы появились только в 18 веке, но вряд ли их использовали широко — к сожалению, по сей день распространена практика более высокой оплаты за секс без барьерных средств защиты. Остается только догадываться о печальной ситуации с множественными прерываниями беременностей.

С начала до середины 18 века в связи с усилением религиозных настроений проституция подвергалась гонениям, иногда даже устраивали показные публичные порки женщин, но вымарать естественные потребности и возникающее на них предложение оказалось невозможным. Именно в то время стали появляться большие бордели, опознавательным символом которых стали красные фонари, висящие у входа.



Наполеон, христиане и СМИ

К концу 18 века Нидерланды были оккупированы наполеоновскими войсками и вместо того, чтобы бороться с неизбежным, французы сделали акцент на борьбу с заболеваниями. Девушки должны были дважды в неделю (!) проходить медосмотр, а лечение для тех, кто оказывался временно странен от работы по состоянию здоровья, стало бесплатным. К моменту окончания французской оккупации эта политика уже прижилась в Голландии. К тому времени число женщин, занимающихся проституцией в Амстердаме, выросло до 3 000.

На протяжении 19 и первой половины 20 веков продолжалась борьба между блюстителями морали и представительницами древнейшей профессии. С начала 20 века появилась форма работы «в окне» — девушки больше не стояли на улице, а пытались привлечь внимание клиентов, сидя перед окном в своих комнатах. Поскольку количество окон было ограничено, локализация «злачных мест» тоже сузилась. Но женщины всё еще находились в промежуточном и неустойчивом положении касательно своих прав. Череда убийств проституток в 1956-1957 годах вызвала в СМИ волну призывов к легализации проституции и развернула мнение социума в сторону того, чтобы признать эту профессию, обеспечив ее представителям полноценную социальную защиту. Но прошло еще почти 50 лет, пока она была официально легализована в Нидерландах, включая «индивидуальное предпринимательство» и бордели.



Район Красных Фонарей сегодня

Проституция кажется мне достаточно многослойной и непростой, а вовсе не игривой темой. Из нескольких соприкосновений с этой и пограничными сферами, касающимися беспорядочных сексуальных связей, я вынесла убеждение, что за таким образом жизни всегда прячется какая-то боль, а чаще — настоящая драма. Накануне похода в район Красных Фонарей мы с мужем немного подискутировали на эту тему, и я никак не могла согласиться с его утверждением, что такая профессия — это абсолютно свободный выбор взрослого человека и он может изменить его в любой момент.

…Продолжая додумывать эту мысль, я автоматически поймала взглядом вывеску — Red Light Secrets — музей проституции. И поняла, что, гуляя по городу одна, случайно забрела в де Валлен на несколько часов раньше, чем был запланирован наш совместный поход сюда. Ранним вечером квартал походил на обыкновенный микрорайон, только с бОльшим количеством кофешопов, сексшопов и пустых окон.
Музей проституции на деле имеет очень небольшое отношение к сексу, хотя здесь выставлено несколько образцов одежды проституток разных веков и приспособлений для секса. Но, устроенный в бывшем рабочем помещении проститутки, он показывает и оборотную сторону профессии.

Ежедневно в квартале де Валлен, состоящем из нескольких улиц, загорается около 290 окон, подсвеченных красным. Есть улочки, на которых работают трансгендеры и мужчины. В квартале Красных Фонарей обычная стоимость аренды небольшой комнатки с туалетом — 150 евро за полдня, за 15-20 минут интима здесь берут около 50 евро.
В короткометражном фильме, который демонстрируется в Музее проституции, показано, как с сотрудницами борделей ежедневно тесно сотрудничают представители множества других отраслей — их обслуживают прачечные, салоны красоты, соседние кофейни и даже хозяин магазина бытовых принадлежностей с улыбкой помогает выбрать новую лампу с красным светом. Такое добрососедство внушает уважение к существующему в современной Голландии уровню толерантности.

Для работы в Голландии нужно иметь лицензию, подтверждающую, что человеку не менее 21 года, он легально пребывает в стране и здоров. Те, кто занят в проституции, как и представители других профессий, платят налоги, собирают свои профсоюзы и группы активистов, имеют медицинскую страховку. На официальном уровне также существуют организации, защищающие безопасность женщин — к сожалению, несмотря на то, что деятельность борделей активно «обеляется» в последние полтора десятилетия, всё еще нередки случаи «человеческого траффика», когда девушек приглашают работать в сфере развлечений, а потом насильственными или полунасильственными способами втягивают в проституцию. Видео, повествующее об этом, также демонстрируется в музее.


Проституция и психология

Мало кто из посетителей или туристов задумывается о психологической стороне работы девушек в Красных Фонарях. Кто-то презирает этих женщин, кто-то считает, что они сами целиком и полностью ответственны за свою судьбу и заслужили то, что с ними происходит, другим кажется, что легализация дала работникам сферы секс-услуг всё необходимое. Я думаю, все эти мнения не вполне точны.

Никто не мечтает в детстве заниматься работой, связанной с тем, что тебя неприкрыто используют, с твоими чувствами не считаются, их не ценят, твой внутренний мир никого не интересует. Никто не мечтает заниматься профессией, которая сделает невозможным создание здоровой семьи (по крайней мере, параллельно с профессиональной деятельностью…а удастся ли выстроить здоровые отношения, уйдя из профессии, тоже очень большой вопрос).
Выбор профессии проститутки чаще всего является попыткой травмированного когда-то внутреннего ребенка исцелить свою травму вот таким «кривым» путем. Это похоже на то, как некоторые молодые люди после психологически травматичных ситуаций (например, расставания со значимым человеком) бросаются в каждую связь, пытаясь через секс восстановить чувство того, что они любимы.

Но если чувство самоценности было подточено с детства, и человек не привык бережно относиться к своим переживаниям, своим целям, ценностям, своему телу, зато привык переносить высокий уровень эмоционального дискомфорта (такой навык нередко выносится из родительской семьи деструктивного склада) — ему можно внушить любую ерунду. Особенно на фоне травмированного состояния и вполне понятного желания избавиться от боли без понимания, каким же способом это сделать. Собственно, таким образом молодые девушки оказываются втянутыми в проституцию — опереться им может быть не на кого, а умение опираться на себя так и не сформировалось. Их возлюбленные оказываются сутенерами, а покровительствующие «мамаши» — связаны с «серой» деятельностью борделей.
Просто когда ты психологически здоровый и относительно стабильный, уверенный в себе человек, трудно представить, как можно запутаться настолько. Но когда у человека с детства или юности выбита из-под ног почва и он не чувствует себя хорошим и любимым значимыми для него взрослыми, механизмы самозащиты и способности позаботиться о себе тоже выстраиваются с трудом. Одна из таких типичных историй — история девушки Анны — вывешена в Музее проституции.

Конечно, можно сказать, что любой труд нелегок. Скажем, кого-то «насилуют» на офисной работе — и да, это тоже оставляет след, но вопрос в том, насколько сильны наши первоначальные травмы, возвращающие нас в болезненный опыт снова и снова, делающий нас всё более терпимыми к очень высокому уровню боли, что уже ненормально. Для выживания сгодится, но ЖИТЬ так не получится.



Об уважении

Конечно, когда после этих размышлений и всего увиденного в Музее проституции, я тем же вечером вернулась в Красные Фонари, откровенные наряды вышедших на работу девушек уже не могли затмить мне глаза. К слову, туристки, оказывающиеся здесь, иногда чувствуют укол зависти по поводу раскованности женщин в окнах. К сожалению, это в подавляющем большинстве случаев абсолютно наигранная сексуальность. Глубинная чувственность базируется на глубинном принятии себя, связи и уважении к своему телу и душе, к их потребностям. Если даже у вполне благополучных людей бывают периоды сомнений в себе и подавленности, то страшно представить, какие состояния могут получаться, если накладывать эти периоды на профессию, за которую тебя не уважают, в которой тебя используют и в которой приходится наращивать высокий уровень циничности, чтобы не раниться ежедневно от чрезмерной близости с чужими людьми.

Что с этим можно сделать? Думаю, ничего. Все в этом мире проходят свои уроки, свои этапы — с разной степенью травматичные, жесткие. И это часть нашего обучения здесь. Быть мягче к себе — и быть мягче к другим. Чтобы не выживать, а жить. Государство Нидерландов сделало хороший и важный шаг, стремясь создать людям, чьи услуги востребованы на протяжении веков, цивилизованные условия труда. Что же до психологической и духовной составляющей — это всегда внутренняя работа человека, его собственная готовность.

Впрочем, еще один маленький внешний шажок в этом смысле тоже сделан. На площади рядом с кварталом де Валлен установлен небольшой памятник, изображающий представительницу древнейшей профессии. Надпись на памятнике гласит: «Уважайте работниц секс-индустрии по всему миру».
Ведь уважая других, мы уважаем самих себя.