Последние полтора года я живу совсем в ином режиме, чем жила лет восемь до этого, когда постоянная работа совмещалась с учебой, отношениями, семейными обязанностями, увлечениями. Наблюдаю за творческим потоком, определяющим бытие на нынешнем этапе, и сталкиваюсь с открытиями, которыми хочется поделиться. Совершенно неважно,
считаете вы себя творческим человеком или нет — в конечном счете, все мы реализуем это качество, просто каждый в своей области и в своем масштабе.
Итак, сложные и не всегда приятные уроки, связанные с творчеством.
Умение принимать тишину, паузу Плод падает, когда созрел. Для этого ему нужно время — каждому человеку и каждому проекту своя длительность: например, Ван Гог до 30 лет искал себя, меняя одно ремесло на другое, чтобы затем уместить создание своих лучших полотен в последние семь лет жизни, а Коко Шанель, закрыв модный дом и все магазины в 1939 году, рискнула вернуться к моде 15 лет спустя, в возрасте 71 года…Творчество требует от человека быть наполненным. Однако социум часто клеймит этот период, как «эгоистичное потребление», даже если дело касается таких невинных объектов, как книги, прогулки, время для медитации. И это хорошая возможность, чтобы проработать свое внутреннее право брать («я этого достоин», «мне это по-настоящему нужно»), а не только отдавать, отдавать и отдавать на износ, даже если уже нечего.Но и когда период паузы в творчестве больше не вызывает вопросов у окружающих, он все-таки может создавать массу дискомфорта внутри. Сталкиваясь с тишиной, мы чаще всего становимся очень нервными, хотим от себя скорейших результатов, чтобы, продемонстрировав их другим, успокоить себя одобрительной реакцией социума (иная же равнозначна провалу): да, со мной все в порядке. Внешние отклики — очень зыбкая почва, чтобы базировать на ней такое фундаментальное ощущение, как «со мной все в порядке». Трагические повороты в жизни многих творческих людей зачастую связаны как раз с тем, что аплодисменты рано или поздно стихают, и тогда голос внутреннего критика (который есть у каждого из нас в большей или меньшей степени) звучит очень громко. Если не научиться с ним обращаться, как с помощником, которому позволительно только делиться своими наблюдениями о возможностях для улучшений, то он становится господином и тираном, для которого все недостаточно хорошо, а фронт деятельности разворачивается такой гигантский, что живому несовершенному человеку от наваливающейся безысходной картины хочется взяться за бутылку или за веревку с мылом.
Если же и этот психологический аспект проработан, остается еще одна глубокая экзистенциальная тема. В тишине, когда ничего не происходит с нашей творческой жизнью/личной жизнью/духовной жизнью, мы сталкиваемся со Смертью. То есть с тем временем, когда, по человеческим представлениям, не будет происходить Вообще Ничего (хотя я лично уверена, что дальше, за порогом, тоже будет какое-то интересное путешествие). Так, во время любой сколько-нибудь длительной паузы мы можем посмотреть на свое отношение к Смерти в первом приближении. Скромная демо-версия, вызывающая много неоднозначных чувств, с которыми, впрочем, тоже можно работать через осознанный подход…
Ценить момент и свои действия в нем Если мы сами с трудом верим в важность «беременности» перед «рождением» нового этапа, то кто вообще сможет узнать и признать этот период в нашей жизни?
Неизвестно, сколько продлится пауза и насколько масштабным будет ее результат, но раз это время есть, то стоит использовать его для создания внутренних запасов мудрости и спокойствия. Конечно, эго гонит вперед, конечно, ум сомневается, конечно, эмоциональное состояние колеблется от беспросветного оптимизма к точно такой же депрессии… Но именно поэтому нужно напоминать себе о том, какие долгосрочные эффекты приносят совершаемые действия, даже если эти действия направлены на обогащение внутренней жизни и выглядят тихими по сравнению с чужим или нашим же прошлым шумным социальным успехом. Универсальное правило: если то, что мы делаем в моменте, способствует увеличению нашей уравновешенности, ясности сознания, нашей энергичности, умения любить и принимать все происходящее — мы на правильном пути. Можно «надуть» внешний успех, развести море активности, но в какой-то момент это закончится, потому что жизнь в целом — поток разнообразных начал и завершений. Если же внутри сформирована база из сильных личностных и духовных качеств (то есть чего-то вечного), во внешнем мире (изменчивом, умирающем и возрождающемся снова в разных своих аспектах) обязательно найдется форма для ее проявления.
Опора на внутренний голос Даже близкие люди могут руководствоваться совсем иной, нежели у нас, философией, жизненным опытом, своими личными травмами и страхами, своей кармой и дхармой (эту парочку я люблю и упоминаю практически в любом контексте). Самое лучшее, что стоит делать, — проходить только свой путь, он может быть похож на чей-то еще, а может сильно отличаться. В близких отношениях это порой вызывает беспокойство с обеих сторон, но важно видеть, какие страхи его питают: что ваши пути могут разойтись из-за разных приоритетов, что кто-то кому-то «сядет на шею», что партнер сможет или не сможет своей социальной «крутостью» кормить наше самолюбие…Слушать, слушать нутро. Речь не об эмоциях и не об уме. Речь о том самом внутреннем голосе, который — и только он — рождает железобетонную уверенность: да, это для меня правильно, да, я поступлю только так и никак иначе. Кстати, не встречала у людей, достигших успеха, признаний вроде: «Я послушал своего делового партнера и поступил в точности, как он советовал, послушал своих родителей и сделал, как они велели, послушал соседа…» и т.д. Это не значит, что все мнения других людей нужно отбрасывать, но принимать решение (или выбирать на какое-то время НЕ принимать решение) все-таки стоит, исходя из центра, а не с периферии. И вот как раз об «интуиции», «вере в свой путь», «упрямстве» творчески состоявшиеся люди упоминают часто.
Для меня измерителем точности и глубины приходящих изнутри ответов всегда является вопрос: а если завтра/через неделю/через месяц умирать, я буду жалеть о том, что сделала/не сделала это?
Может, слишком кардинальный инструмент (ведь смерть, будем надеяться, ждет не за ближайшим поворотом), но для многих он тоже работает.
И да, способы получить этот самый ответ очень древние: пребывание в одиночестве или с людьми, созвучными на данном отрезке пути, ведение дневника, молитва, медитация, прогулка — так или иначе, возможность понаблюдать за рождающимися и гаснущими внутренними импульсами, чтобы различить среди них что-то неизменное. Что-то, что всегда светит тихим, неярким, зовущим светом.
Говорят, это и есть — твоя звезда.