Все интернет-подборки «удивительных фактов об Индии» давно уже стали для меня неудивительными благодаря
путешествиям по разным регионам этой страны, общению с местными жителями, чтению серьезных
книг и статей. Но в нынешней поездке я узнала еще о нескольких особенностях здешней реальности — во многом благодаря моему проводнику,
Александру Бхардваджу, полурусскому, полуиндийцу, непрерывно живущему в Индии больше двух десятков лет.
Система каст по-прежнему жива в умах Дискриминация по кастовому признаку давно запрещена в Индии на законодательном уровне. Более того, с 50-х годов 20-го века на государственном уровне ищутся и воплощаются различные решения, защищающие и поддерживающие права тех людей, которые на протяжении веков назывались «неприкасамыми» или принадлежали к низшим кастам.
Многое меняется и в связи с экономическим развитием страны, ростом городов, где следовать кастовой системе затруднительно. Если в масштабах деревни еще можно проследить за тем, кто какой работой занимается и решить, достаточно ли он «чист» для нее, то
в городе все уже перемешались.
Однако в случае личного выбора, например, когда нанимают домработницу, на касту снова могут обратить пристальное внимание — например, ее возьмут в дом, но не будут допускать до процесса приготовления еды (представителям высших каст должны готовить равные). Также каста обязательно учитывается при выборе супруга или супруги. Касту человека можно понять по его фамилии.
Привилегированное положение людей из низших каст Для тех, кто до принятия закона считался «неприкасаемым» и был выброшен из системы, были созданы дополнительные группы низких каст (хотя так сейчас уже никто не выражается, используется специальная терминология) с огромным количеством подкатегорий внутри них. Подтвердить свою принадлежность можно с помощью документа — кастового сертификата. В течение нескольких десятилетий эти нововведения отчасти перевернули кастовую систему «с ног на голову» — теперь сложнее пробиваться в социуме уже людям из высших каст, потому что для обладателей кастовых сертификатов отведены специальные квоты в образовательной, профессиональной, государственной сфере, а для тех, кто принадлежит к высшим кастам, таких послаблений нет. При этом высшая каста не не означает по умолчанию высокого финансового уровня, связей и широких возможностей.
Кредит в банке может получить даже человек из низкой касты, но при рассмотрении запроса уделяют внимание не только его работе и зарплате, но и месту проживания. Так, в Дели некоторые районы имеют славу криминальных и потому становятся буквально «черной меткой», ставя крест на возможности кредита для местного жителя. В похожей ситуации находятся и
жители мумбайских трущоб Дхарави, хотя уровень криминала там один из самых низких по городу.
Каждой касте — свое место кремации Электрические крематории до сих пор крайне непопулярны, хотя западные экологи и инфекционисты бьют тревогу — ведь традиционное сожжение тела связано с рядом не вполне гигиеничных (на взгляд западного человека) обрядов, оно требует большого количества дров, времени (например,
в Варанаси, столько желанном для многих индусов месте упокоения, образуются очереди), а в районах, где сожжение происходит прямо на берегу рек, в воду отправляются не до конца сгоревшие останки… Однако традиции и верования в Индии пока сильнее практических соображений. Поэтому в городах и деревнях есть отдельные места («самшаны») для кремации людей из высших и из низших каст, а также отдельные места для кремации бездомных.
Интересно, что в некоторых семьях ведутся записи имен и дат жизни его членов. Есть древние кланы, которые ведут такую «книгу рода» на протяжении десятка и более веков!
А некоторым — еще и свой храм! Отдельные кланы, принадлежащие к браминской касте, веками держат свои храмы — даже если те уже разрослись и являются одними из самых посещаемых в городе. Финансовой составляющей, бытовыми и обрядовыми процессами продолжают заниматься в основном люди из этого клана. Кроме общественного признания и уважения у них может быть еще такая привилегия, как отдельный вход в храм и специальный пропуск.
Говоря про отдельный вход, надо упомянуть, что иногда в храмах на юге до сих пор можно встретить таблички, указывающие отдельный вход для представителей низших каст. Известно, что когда дискриминация не была запрещена законодательно, тогдашних «неприкасаемых» могли просто не пустить молиться вместе со всеми — в соответствии с вековыми представлениями, одно их присутствие является оскверняющим. Конечно, никто не называет это точно такими же словами, но иностранцев во многие древние индуистские храмы до сих пор не пускают в связи с тем же самым убеждением…
Повсеместно в Индии можно встретиться маленькие, буквально метр на метр, придорожные храмине, посвященные кому-нибудь из богов индуизма. Их может поставить представитель любой касты, хотя обычно, конечно, ставят брамины. Цель преследуется не только духовная — дело в том, что храм, даже такой маленький, никто не решится снести, а значит, не тронут и, скажем, лавочку с продуктами или сувенирами рядом (принадлежащую, понятно, тому же хозяину), а сам храм можно постепенно расширять. Где храм — там и прихожане, а где прихожане — там и новый поток денег на пожертвования и обряды.
От рассудка к любви и обратно С 70-х годов 20-го века в Индии стали всё чаще устраиваться браки по любви, начался целый бум на такой нетипичный подход. Ведь веками выбор спутника или спутницы жизни осуществлялся родителями (после консультации с семейным астрологом, конечно).
Однако западные веяния принесли с собой не только браки по любви, но и разводы после любви. Некоторые говорят, что
в прежние времена браки были крепче и связывают это с тем, что выбор родителей оказывался мудрее, чем выбор сердца неопытного человека. Поэтому сегодня молодые люди снова полагаются в этом вопросе на старших родственников.
Вторая часть «Что вы не знали об Индии сегодня-2»