В путешествие каждый отправляется со своими целями, так что отзыв о стране или городе во многом
определяется личными интересами. Неудивительно, что Варшава в моей «интерпретации» наверняка не похожа на этот же город, описанный завсегдатаем концептуальных заведений (а таких мест в польской столице полным-полно, как докладывают разные хипстерские сайты) или путешественником-гурманом (польская кухня самобытна, но здесь об этом ничего не будет по причине вегетарианства и вообще пищевого консерватизма автора))
Я ехала в Польшу на 4 дня с определенным маршрутом: Варшава, Краков, Освенцим. На столицу всегда интересно взглянуть как на отражение истории и некоего внутреннего мировоззрения страны. Про Краков слышала много прекрасных отзывов, к тому же сказалась моя не утихающая любовь к готической архитектуре и духу аутентичных еврейских кварталов. Почему
Освенцим — у меня нет ответа, как нет ни евреев, ни узников концлагерей в моей семье (по крайней мере, в семейной летописи, полной пауз и полумифических эпизодов, ничего подобного не упоминалось). О последних двух местах будет отдельный текст, сегодня же — столичное настроение…
История и архитектура Варшавы Первое, что цепляет здесь —
эклектичность архитектуры!
По некоторым утверждениям, варшавяне не жалуют краковцев за расхожую фразу: «В Польше всё красивое собрано у нас, а вся уродливая политика — в Варшаве». Об историческом контексте Кракова я еще расскажу во второй части текста «Что еще посмотреть в Польше за 4 дня?», а пока вернемся к Варшаве.
В конце 16 века столица была перенесена из Кракова сюда и с этого времени все самые разрушительные удары неприятельских сил на себя принимает именно Варшава. Город был разрушен практически до основания во время польско-шведской войны в 17 веке, потом серьезно пострадал из-за раздела Польши между Россией, Пруссией и Австрией в 18 веке и сильнее всего — в конце Второй мировой войны.
Перед капитуляцией Гитлер решил оставить «прощальный подарок» наступавшей Красной Армии и заодно полякам — Варшаву было приказано уничтожить, были взорваны Старый Город, Королевский замок 16 века, многие другие памятники истории и культуры. Около 85% города оказались в руинах. Эти исторические факты стоит учитывать, оценивая столицу. Она ведь не виновата, что на ее долю столько пришлось! И все же
несколько десятков красивейших зданий 18-19 веков чудом пережили Вторую мировую войну. По ним и сейчас можно представить, какой красивой была Варшава! В послевоенный период многие архитектурные жемчужины восстановили с нуля, опираясь на исторические документы и рисунки. Процесс продолжался до самого конца 20 века! Среди восстановленных сооружений оказался и Королевский замок на центральной площади Старого города. Разумеется, восстановленные здания не вполне аутентичны: так, за «старинными» фасадами домиков Старого города находятся квартиры с современной планировкой.
В центре Варшавы есть микрорайоны, в которых после войны не сохранилось даже «скелетов» зданий. Люди оставались без домов, не было ни времени ни возможности разбирать все обломки, поэтому их просто засыпали землей и строили новое жилье — блочные четырех- или пятиэтажки. Сегодня эти убогие дома придают Варшаве вид «бедной родственницы». Но пригорки, на которых они располагаются, словно могилы прошлого, напоминают о беспощадности войны: здесь ведь все было разрушено начисто!
К тому же такая архитектура вообще была свойственна послевоенному времени: Польша на несколько десятилетий стала страной социалистического лагеря и часть зданий 18-19 веков решили не восстанавливать из-за их «буржуазности».
На смену пришла эстетика соцреализма и об этом ярко свидетельствует одна из главных доминант столицы —
Дворец Науки и Культуры — здание, повторяющее известные сталинские высотки в Москве. Между Польшей и СССР был заключен договор «о дружбе и тесном сотрудничестве», так что, как говорят сами поляки: «Это был
подарок Иосифа Сталина, от которого мы не могли отказаться».
После перестройки, когда влияние СССР ослабло и закончилось время социалистического режима в стране, шла речь о том, чтобы убрать это здание, ассоциирующееся с тяжелым для Польши периодом, но потом решили, что историю надо сохранять, какой бы она ни была.
Сегодня Дворец Науки и Культуры окружен стеклянными высотками бизнес-центров (хоть и до сих пор является самым высоким в стране), а в нем самом располагаются выставочные залы, кинотеатр, рестораны, магазины, штаб-квартиры нескольких международных компаний и так далее.
Кроме этого «шедевра соцреализма» в Варшаве есть еще несколько дворцов, самый эффектный из которых —
Лазенковский дворец, располагающийся в центре города. Это была
резиденция последнего польского короля Станислава Понятовского, построенная в стиле раннего классицизма. Здесь хранились полотна Рембрандта и Рубенса, но, к сожалению, во время Второй мировой они были уничтожены вместе с дворцом. Комплекс же был восстановлен в середине 60-х годов и заслуживает внимания в том числе из-за огромного прекрасного парка со скульптурами и амфитеатром в итальянском стиле. Здесь есть
пруд с лебедями и свободно разгуливающие павлины… Атмосфера заставляет забыть, что ты находишься в городе, да еще и польском!
Также надо отдать должное, что, как и другие восстановленные здания Варшавы, Лазенковский дворец лишен грубого отпечатка «новодельности». Архитекторам и реставраторам удалось сохранить дух старины, которому веришь.
Чтобы понять и проникнуться архитектурной эклектичностью Варшавы, рекомендую брать обзорную экскурсию с гидом по городу. Это позволяет не только увидеть самые интересные места, но и понять причины внешнего облика города.
Самые интересные места Варшавы И еще на мгновение задержимся в Лазенковском парке — в теплый сезон по воскресеньям в нем устраивают концерты под открытым небом. Играют всегда
музыку Шопена, уроженца Варшавы, прожившего здесь половину своей жизни. И хотя уже в 20 лет композитор навсегда покинул Польшу, считается, что тоска по родине эмоционально подтачивала его. В соответствии с последней волей Шопена, его сердце было доставлено в Варшаву и нашло последний приют в одной из колонн церкви Святого Креста. Сюда до сих пор приносят цветы. В центре города в нескольких местах установлены «музыкальные лавки» (в том числе в Лазенковском парке), на которые можно присесть отдохнуть, нажать кнопку и послушать небольшой отрывок произведения. А вообще, что в Варшаве, что в Кракове каждый день Шопена играют в храмах и концертных залах, так что найти возможность для приобщения к музыкальной мировой классике совсем несложно. Кроме того в Варшаве есть музей Шопена.
Интересно, что храмы в Польше — это больше, чем сооружения для религиозных церемоний заведения. По разным оценкам, приверженцами католицизма здесь являются от 87 до 95 процентов населения. Религиозная жизнь тесно переплеталась с культурной, социальной и политической, она была опорой в трудные времена и всегда — мерилом гуманности. Поэтому сегодня здесь не только проходят литургии, торжественные венчания и музыкальные концерты, но во многих храмах Варшавы целые стены увешаны памятными табличками людям, которые не связаны с религией напрямую, однако сделали что-то значимое для нации, страны, города.
По этой причине я горячо
рекомендую посещение крупных храмов, располагающихся в центре города. Входная плата нигде не требуется, а между тем посетитель получает замечательную возможность прочувствовать дух нации и впечатлиться шикарным внутренним убранством храмов.
Одним из очень трогательных мест является
Могила Неизвестного Солдата, посвященная всем полякам, погибшим в военных конфликтах, начиная с 10 века. На прикрепленных по стенам дощечках перечислено 18 основных войн. Символично, что рядом находится небольшой парк с красивым фонтаном в итальянском стиле и изящными скульптурами вдоль аллей… Но если бы не было людей, которым посвящен этот мемориал, не было бы ни фонтана, ни парка, ни этого города, ни этой страны. Дух Варшавы, на мой взгляд, заключается как раз в этом соседстве красоты и памяти, горечи и благородства.
Музеи Варшавы Еще одно место для приобщения к прекрасному — это
Национальный музей. Хотя немецкие оккупанты вывезли или уничтожили значительную часть экспонатов, сегодня коллекцию музея маленькой никак не назовешь — в нем представлено более
800 000 экспонатов, в том числе скульптуры, фотографии, монеты, предметы интерьера, полотна польских и зарубежных художников, а также много прекрасных примеров готической живописи. Здесь также висит несколько общепризнанных шедевров, например,
картина Боттичелли «Дева Мария с Младенцем, Иоанном Крестителем и ангелом». Национальному музею стоит посвятить не меньше 2-3 часов.
За два дня в столице я, конечно, смогла посетить лишь малую толику достойных мест. Кое-что оставила на следующий раз, например,
Музей Варшавского восстания. Местные им очень гордятся, а во всех путеводителях по городу он обязательно входит в десятку того, что необходимо увидеть. В восстании августа 1944 года участвовали подпольные польские организации, их задачей было вытеснить из города немецких оккупантов и захватить власть в Варшаве до прихода Красной Армии, чтобы сохранить в дальнейшем политическую независимость Польши от СССР. Последствия восстания оказались трагическими. Среди поляков (в том числе на государственном уровне) до сих пор считается, что Красная Армия специально затормозила свое наступление, не желая поддерживать восставших и давая нацистам возможность расправиться с ними. Через два месяца восстание было подавлено, более 17 000 участников польского сопротивления погибло, а нацисты устроили карательные кампании в отношении мирного населения (по приблизительным подсчетам, 150 000 человек были убиты или отправлены в концлагеря) и целенаправленно, квартал за кварталом, сровняли с землей треть города.
Тем не менее Варшавское восстание вошло в историю как пример самоотверженности поляков — каждый год 1 августа в городе включаются сирены, а люди и транспорт останавливаются, чтобы почтить погибших минутой молчания. И последнее место, оставившее во мне сильный след — это прекрасно сделанный, очень современный и атмосферный
музей истории польских евреев. Мне кажется, народ, живущий здесь с 11 века и переживший вместе со страной разнообразные взлеты и падения, вплоть до самых трагических, заслуживает того, чтобы его история была рассказана. Полин — так называется музей — в переводе с иврита одновременно означает и «Польша» и «отдохни здесь». Дело в том, что в 13-14 веках евреев травили во многих странах Европы, по этой причине потоки эмигрантов направлялись в Польшу — здесь они были приняты и обрели родину. К моменту начала Второй мировой войны в Польше проживало больше 3 миллионов евреев.
Некоторые специалисты считают, что правильный перевод слова «полин» — не «отдохни», а «покойся здесь». Это тоже имеет смысл, ведь почти 90% польских евреев были уничтожены во время Холокоста, а многие из оставшихся в живых были вынуждены эмигрировать в конце 60-х годов под давлением антисемитской компании.
Об этом периоде жизни страны и ее жителей я расскажу в следующем материале —
«Что еще посмотреть в Польше? Часть 2. Краков и Освенцим — что стоит посетить».