Индия: История, культура, философия
Стенли Уолперт
Сразу должна признаться: несмотря на то, что мой опыт индийских поездок приближается к юбилейной десятке, я не так давно перешла к изучению литературы об общественном устройстве, традициях, религиях и истории этой страны. Было вполне достаточно форумов индийских путешественников и незабвенного путеводителя Lonely Planet. Нашумевшие «Шантарам» и «Есть, молиться, любить» прочитала уже очень давно, а из свеженького случились довольно поверхностная, на мой взгляд, художественная книга «В тени вечной красоты», специфичный в силу самой темы труд на английском Rediscovering Dharavi и «Индия. Бродячее блаженство» — сборник впечатлений о поездках от переводчика и индолога Виктории Дмитриевой.

Но мне хотелось выйти за пределы позиции путешественника, который приехал-поглядел-уехал, и почитать о стране без художественных прикрас, без призмы личных воспоминаний других людей. Забегая вперед скажу, что создателю книги «Индия: История, культура, философия» не везде удалось сохранить беспристрастность и объективность, а поэтичность слога порой была излишней для работы такого сорта. Но поскольку к Индии вообще сложно остаться равнодушным, то придыхание автора в некоторых местах понятно и более чем простительно.

О чем эта книга

Под одной обложкой собрано несколько больших подробно освещенных тем.
Первый раздел посвящен описанию характера разных штатов, климата и наиболее ярких достопримечательностей. Это позволяет набросать примерный план путешествия, потому что контрасты в Индии очень сильны и даже просто переезжая в соседний штат, обнаруживаешь себя буквально в новой стране!
История страны — от доарийцев до Махатмы Ганди — пожалуй, самая скучная, сухая часть книги, хотя, возможно, любителям истории так не покажется.
Обязательно стоит прочитать о религии и философии, чтобы немного разобраться в йоге и шиваизме, буддизме и джайнизме, вайшнавизме, шактизме, исламе, сикхизме и классических философских системах Индии. Да, все эти течения помещаются на территории одной страны! Нет, вы не сойдете с ума, знакомясь с ними, а скорее всего даже наоборот — проникнитесь.
Самым увлекательным для меня оказался раздел Общество — ради него я даже начала читать книгу с середины, а не с начала! Здесь можно найти информацию о запутанной системе каст и классов, о таком явлении прошлого (и к сожалению, отчасти настоящего) как неприкасаемые, о роли женщины, об особенностях жизни в деревнях и т.д. Также представлен обзор текущего государственного устройства и внешней политики (рассматриваются отношения с США, Пакистаном, Китаем, Шри-Ланкой, Афганистаном).
Если же политика не входит в круг ваших интересов, то переходите к разделу про искусство — здесь можно открыть для себя лауреата Нобелевской премии по литературе 1913 года, поэта Рабиндраната Тагора (кстати, его высоко ценил Махатма Ганди), разобраться, чем различаются стили индийского танца и где им можно поучиться, а также узнать, как в индийской скульптуре отражается связь сексуальных удовольствий с духовностью.

Кто автор

Стенли Уолперт — американской историк, профессор Калифорнийского университета, один из самых авторитетных в мире индологов, посвятивший более 60 лет изучению истории и культуры Индии и Пакистана, автор 14 книг.
«Индия: История, культура, философия» была опубликована в 1990 году, выдержала три переиздания на родине, а в 2013 году впервые появилась на русском языке.
Кстати, когда выбираете книги такого рода, обращайте внимание на дату публикации — например, работы некоторых признанных специалистов датируются серединой или даже началом XX века — понятно, что с тех пор, учитывая современные скорости (даже в странах третьего мира), слишком многое изменилось.

Лучшая мысль

«О Индия, кто может вообразить твои глубины и примирить твои разногласия? […] Земля и атмосфера Индии, кажется, особенно способствует религиозному вдохновению, рождению культов, росту экзотических обрядов, преданности гуру, махатмам, наставникам и шейхам, смешению древних и современных идей и убеждений. Часто трудно сказать, где заканчивается одна индийская религия и начинается другая. […] Похоже, все эти течения размыты под солнцем Индии, в ее вечной Реке».

Можно поспорить

«Полуразвалившиеся лестницы (гхаты) спускаются от храмов вниз к реке, погружаясь в ее зеленовато-коричневую мутную воду, которая приняла больше пепла индуистских тел, чем какой-либо другой участок воды на Земле. Едкий запах сандалового дерева, с которым сливается запах сожженной человеческой плоти и цветов, разносится ветром над водами Варанаси. Ветер вибрирует мантрическими молитвами, в нем слышно позвякивание колокольчиков брахманов, приглушенное рычание собак, рыскающих в поисках падали вокруг затухающих костров, на которых горели тела умерших, и над всем этим парят отвратительные коршуны и бумажные воздушные змеи. […] Набожные индусы не только моются в пузырящейся, зеленой воде Варанаси, но и пью ее. […] Легендарные лечебные свойства воды в Варанаси привлекают такое количество прокаженных и других серьезно больных людей, что вспышки бубонной чумы не раз имели там место в последние годы».

(Возможно, когда Уолперт ездил по стране в 80-90 годы прошлого века, ситуация обстояла примерно таким образом, но мои впечатления 2014 года от гхата Маникарника — места кремации — во многом иные; в Варанаси я прожила почти месяц)

Забавная цитата


« […] для риши и махатм и тех индусов, которые почитают их, этот мир перерождений и боли больше иллюзия, чем реальность. Зачем беспокоиться об именах, датах или даже самых драматических моментах истории? Проблемы установления точных дат в истории Индии частично связаны с широко распространенным убеждением самых ярких философских умов в том, что даты не важны и бессодержательны».
(Надо признать, что точность — во времени, в действиях — не самая сильная черта индийцев и по сей день, что у западного человека может вызывать раздражение, но постепенно немного расслабляешься и начинаешь воспринимать эту местную особенность с юмором, а в серьезных случаях учишься просто и настойчиво доносить, что же тебе все-таки надо от доброго индуса)

Кому полезна эта книга

Тем, кто хочет по-настоящему открыть для себя Индию — перед самой первой поездкой или уже после некоторого опыта. Во многом на написание этого обзора меня натолкнули разговоры со случайными попутчиками: сложно поверить, что люди приезжают в третий-четвертый раз на несколько месяцев, но за пределы Гоа не выбираются и даже не знают названий соседних штатов. С убежденностью человека, любящего и серьезно интересующегося Индией, хочу предостеречь от такого узкого подхода. Я искренне надеюсь, что читатель откроет для себя эту страну не только (и не столько) через Гоа. Данный штат является своеобразной резервацией со своим психологическим климатом, но лишь на считанные проценты отражает характер и богатство Индии.
Впрочем… «Индия никогда не принадлежала к тем странам, которые легко понять, — заметила однажды Индира Ганди. — Возможно, она слишком глубока, противоречива и разнообразна, и очень немногие люди имеют нынче время и желание всмотреться в том, что кажется очевидным».

От себя могу добавить: ехать сюда мне всегда немного волнительно и страшновато (тем более на каждую поездку я формирую себе какой-нибудь заводной челлендж). Во время долгого пребывания нередко ощущается усталость от индийских реалий, неизбежных приключений, вереницы достопримечательностей, непривычных условий жизни (сначала написала «суровых», потом стерла — не мне, белой девочке, жаловаться). А отъезд всегда создает у меня смесь облегчения и одновременно ощущения сохраняющейся сильной связи с этой страной, которая не отпускает до конца (и хоть бы не отпустила никогда!), притягивает снова и снова, хотя, повторюсь, в некоторых точках путешествия я психологически измождена настолько, что собираюсь отказаться от приездов в Индию хотя бы на год. Но каждый раз эта мысль улетучивается :)

И я думаю: ну конечно, с любовью вообще часто так бывает: попрощаться невозможно — только взять паузу между соприкосновениями…