В первой части этой статьи я рассказывала, что же очаровало меня как туристку в стране восходящего солнца. А теперь — «теневая» сторона.
Что оказалось мифом о Японии? Японский стиль. Отправляясь сюда мы ожидали увидеть оригинальность в стиле и технологиях. Ожидали необычно одетых людей на улицах, интересных дизайнерских решений в интерьерах… Однако первые же полчаса на улицах Токио погрузили нас в суровую реальность: в будни это «атака клонов» — в деловых районах все одеты в черные костюмы! Мужчины — в брючные, женщины — в юбочные. Не серые, не коричневые, не синие, а только черные. В выходные люди одеваются в не менее суровый кэжуал — без фантазии и стиля, просто практичная полуспортивная одежда… Нас, правда, возили в небольшой квартал Харадзюку, где тусуются местные «фрики» — совсем молодые люди, одетые в стиле аниме, панк или «Лолиты».
На обычных улицах города мы ничего подобного не видели, только на этом городском «подиуме», куда съезжаются показать себя. В Японии такие проявления считается исключительно «детской болезнью», а во взрослом возрасте нарочитые попытки выделиться из толпы встречают неодобрение. Что касается интересного дизайна пространств — он в какой-то мере присутствует, однако связан скорее с теснотой жилых пространств, чем с творческим мышлением.
Музеи Японии. Несмотря на многовековую историю и культуру музейные коллекции Токио довольно бедны в сравнении с азиатскими же коллекциями в музеях на Западе. Мы посетили Токийский Национальный Музей — в нем хорошее отдельное здание восточного искусства, где представлено много буддийских статуй. Что касается искусства Японии в других зданиях, то ли экспонаты не «жемчужины», то ли подкачало освещение, то ли мои ожидания были слишком высоки…но никакого впечатления ни живопись, ни предметы быта, ни оружие на меня не произвели.
В Токио мы еще были в маленьком, но довольно интересном музее самураев — посещение возможно только вместе с экскурсией, а вся экспозиция состоит из самурайского облачения и оружия.
Мальчишкам будет, наверное, интересно, но мы не дослушали экскурсию и покинули музей минут через 20, потому что, в целом, экспозиция однотипная.
Наиболее приятное впечатление в столице произвел музей Незу — небольшая коллекция японского искусства и прекрасный сад с прудиками, цветами, поросшими мхом статуями божеств… По всем дорожкам ходят туристы, уединиться практически невозможно, площадь небольшая. Однако место, чтобы помечтать о собственном таком садике, идеальное!
Гейши, самураи и сумоисты. На обычных улицах их стоит ждать не больше, чем девушек в кокошниках на улицах Москвы. Однако на представления с их участием, конечно, можно попасть в рамках экскурсий и комплексных туров. Исключение составляют гейши — в Киото, городе, хранящим эту традицию, есть кварталы, где они живут и годами обучаются разным искусствам, так что если настойчиво прогуливаться по району — можно их «засечь». Обычные же женщины наряжаются в традиционное кимоно со сложным узлом, завязанным на спине, в дни национальных и религиозных праздников, а также в выходной день для похода в большие храмы. Возможно, уже этого зрелища вам будет достаточно.
Храмы Японии. Кстати, почему женщины надевают туда праздничное кимоно? Потому что — такое впечатление у меня создалось после посещения главных храмов страны — мероприятие это скорее светское, чем религиозное. А я так горячо ждала встречи с буддийскими храмами Японии! Что же я увидела?
Во-первых, чисто фактический момент: почти все «древние» храмы множество раз уничтожались, сгорали, перестраивались, здания переносились с места на место… Едешь в храм 14-го века, на месте узнаешь, что с 14-го века тут осталась только правая балка входных ворот, а вообще основное здание было отстроено заново в середине 20-го века.
Во-вторых, японцы придерживаются часто исповедуют несколько религий…если это вообще вопрос веры, конечно. В общем, и Будде «молятся», и духов задабривают, и в христианскую церковь заглянуть могут, чтобы тоже заказать какой-то обряд. Понятно, религиозные места меняются под такой «запрос» — например, вперемешку стоят божества из буддизма и синтоизма — традиционной религии, основанной на вере в духов природы и духов предков. Даже не всегда просто отличить, синтоистский это храм или буддийский.
В-третьих, меня неприятно удивила типичная процедура посещения храма. Выглядит это так: сделать селфи на входе, зайти, разобраться, каким богам по какому поводу тут молятся и делают подношения, встать в соответствующую очередь (!), загадать свое желание божеству и проделать специальный ритуал, сделать панорамную фотку (многие храмы расположены в очень красивых природных местах), теперь можно на выход. На территориях многих храмовых комплексов оборудованы палатки с различной едой и напитками, так что народ зачастую продолжает отдыхать прямо тут рядом. Никакой тишины, сосредоточения и замедления нет и в помине.
Японская религия. Интересно, что такие традиции связаны не только с перекрестьем религий. В Японию пару десятков лет назад пришел культ потребления, а поскольку работоспособности данной нации стоит поучиться всем в мире, произведенных товаров и возможностей эти товары купить у всех здесь с избытком. В очаровавших меня аспектах Японии я уже назвала возможность приобрести шикарную уходовую косметику в маленькой аптечке в метро. Но культ потребления имеет и серьезную оборотную сторону — это лейтмотив «купить, иметь, еще!», который прослеживается не только в огромных торговых центрах, но и в достопримечательных местах («протолкнуться и сделать побольше фото!»), в сфере питания (еда продается на каждом шагу, даже где это неуместно, а рестораны выставляют на входе пластмассовые муляжи своих блюд), в храмах… Эра осознанного потребления и здорового минимализма сюда еще не пришла.
Сексуальность японок. Как ни странно, женская сексуальность здесь также связана с потреблением. Меня шокировал тот факт, что в стране восходящего солнца уже несколько десятилетий существует массовая практика оплачиваемых свиданий между школьницами и мужчинами среднего/старшего возраста. Общество относится к такому явлению неодобрительно и обвиняет девушек в меркантильности, на государственном уровне принимаются меры (например, возраст согласия был повышен с 13 до 18 лет, а за секс с несовершеннолетними предусматривается уголовная ответственность), но женская сексуальность в Японии продолжает обладать крайне инфантильными формами, что выражается в стиле одежды, интонациях, поведении в целом.
Стремление выглядеть «невинной девочкой» имеет и более древние корни: среди японцев укоренен стереотип, что сексуальность и материнство не могут совмещаться в одной женщине, а значит, испытывать желание к матери своих детей — это почти извращение.
Разумеется, состоящие в браке женщины по-прежнему хотят нравиться и вызывать сексуальное желание у своих мужей, поэтому даже при наличии детей они стараются сохранить в своем образе черты «девочкости». От умения имитировать такую «невинность» зависит не только сохранность семьи, но и финансовое благополучие женщины. Хотите несколько подсказок для поездки в Японию? 1. Проверьте
дни национальных праздников и не попадайте на них! В Токио плотность населения больше 6000 человек на квадратный километр, но в рабочие дни это не особо заметно — все сидят в офисах)))) Всё меняется в выходные, а главное — в дни национальных праздников! В популярных туристических местах не протолкнуться, и так дела обстоят не только в столице — ведь токийцы тоже хотят навестить свои региональные достопримечательности!
2. Если хотите
взять гида — обратите внимание, чтобы он был носителем русского или английского языка. К сожалению, японцы, знающие русский или английский, все равно говорят с очень специфическим азиатским акцентом. Для нас это стало одним из самых сильных разочарований — в Киото нас полтора дня сопровождала гид-японка. И хотя она очень старалась угодить группе, ее плохое произношение и ограниченный лексический запас всех раздражал. В этом путешествии мы с мужем в очередной раз сделали вывод, что самостоятельные путешествия, даже в такой загадочной стране, куда лучше групповых мероприятий. Почитав отчеты других путешественников, вы легко разберетесь и с достойными внимания местами и с тем, как до них добраться.
3. Еще один
аргумент за самостоятельные путешествия по стране — иероглифы везде дублируются на английский, а работники сферы туризма и сервиса понимают английский на уровне достаточном, чтобы помочь вам в случае чего. Так я в какой-то момент запуталась в билетиках на метро, осуществляя пересадку с ветки на ветку, и сотрудник жестами и на минимальном английском объяснил, что мне теперь делать. С удовольствием готовы помочь и местные жители.
4. Купите
сим-карты в аэропорту по прилету в страну! Интернет точно понадобится, а рассчитывать на международный роуминг я бы не рекомендовала по совершенно очевидной финансовой причине.
5. Дороговизна Японии для туриста складывается из нескольких факторов: перелет, проживание в гостинице, экскурсии с гидами, поездки на такси, питание в ресторанах европейской кухни. Как всегда — тут есть на чем сэкономить. О достопримечательностях можно всё прочитать и узнать самостоятельно (никаких особенных местных тайн гиды нам не рассказали), система общественного транспорта не слишком сложна, а самые желанные экскурсии можно выбрать на месте с помощью предложений на трипадвайзере. Рестораны местной кухни не заоблачно дороги, по сути,
из серьезных трат остается только перелет и проживание в гостинице.
В конце поездки мы с мужем традиционно подводили итоги этому путешествию и давали каждый свой ответ на вопрос «Хотел бы я вернуться сюда?». Для меня ответ был — скорее нет.
Япония — самобытная страна, но практически
любая страна самобытна в той или иной мере. И одновременно с тем глобализация, сходные производственные процессы и культ потребления делают сейчас многие азиатские страны похожими друг на друга. Жемчужины культуры, религии и истории становятся скорее миражом, мифом, антуражем, который воссоздается только для туристов. А страна большими шагами двигается к какому-то своему новому будущему.