Дизайнер-ювелир
Настасья Тайна
Попробовать себя в нескольких профессиях, перебрать с десяток мест работы, уходить и возвращаться к искусству…чтобы однажды обнаружить себя прикипевшей сердцем к «лучшим друзьям девушек». Правда, для моей собеседницы это не бриллианты, а огненный опал, адуляр, лабрадорит, турмалин… Настасья Тайна — владелица интернет-магазина эксклюзивных украшений, художница и ювелир, рассказывает о практичном подходе к ремеслу и магических отношениях с натуральными камнями.

— Когда я слышу слово «ювелир», у меня сразу возникает ряд шаблонов: что в эту профессию нельзя войти вот так «с улицы», что ювелиры — это исключительно потомственное и так далее. А как ты пришла к этому делу?

— Я никогда не искала дорогу к нему. Даже не думала. Все получилось как-то случайно, как будто поймала волну и пошла вместе с ней. С одной стороны, я постоянно занималась разными творческими штуками: с детства рисовала, училась в институте на графического дизайнера, фотографировала, создавала эскизы одежды… С другой стороны, как и многие творческие люди, периодически пыталась впихнуть себя в рамки какой-то «нормальной», более стабильной работы: была продавцом, официанткой, хостес в ресторане, секретарем…даже дизайн штор в моей жизни промелькнул! (смеется) Что из этого получалось: два месяца тут, полгода там, еще четыре месяца где-то… Выглядело это странно. Я достаточно долгое время пробовала разные занятия и никак не могла понять, что же мне нужно делать для творческой реализации в том масштабе, в каком хотелось. Даже с институтом так получилось — уже через пару лет учебы на графического дизайнера мне стало ясно: рисовать логотипы всю свою жизнь точно не буду. Отклика на профессию внутри меня так и не произошло, хотя полученные в институте знания были интересными и оказались полезными на будущее.

В какой-то момент я познакомилась с ювелиром Дмитрием Кузиным — профессионалом с более чем 10-летним опытом работы, творческим человеком, который стал сначала моим учителем, а потом близким другом и партнером по бизнесу. Вместе мы создали онлайн-магазин с доставкой как по России, так и по всему миру. Его предложение заняться дизайном украшений прозвучало неожиданно, но почему-то внутри я сразу услышала то самое «да!», и просто покорилась ему, сказала: окей, давай попробуем! Ну, а дальше было мучительное обучение, касающееся технических аспектов ювелирного дела. Были сотни часов практики, воспитание дисциплины, моменты отчаяния и слез… Вот так все и началось.

— Чем ты рисковала, занявшись совершенно новым для себя направлением?

— Конечно, энергией и временем, ведь до этого они почти полностью уходили на университет. А теперь надо было расставлять приоритеты. Я не знала, куда приведет меня эксперимент с ювелиркой, но к этому непреодолимо тянуло, особенно на контрасте с графическим дизайном, в котором я уже не видела для себя перспективы. Мой подход — следовать за внутренним голосом, потому что исключительно умом прикидывать — «А что из этого получится через 10 лет?» — у меня так не работает.

— Как происходило твое становление в профессии? От момента, как Дима предложил тебе попробовать себя в этом деле и до сегодняшнего дня, когда ты уже можешь сказать: да, я ювелир и вот мои работы!

— О! У меня до сих пор еще бывают такие психологические «ямы», когда начинает казаться, что никакой я не художник, не ювелир и вообще не расту… Короче, «Я г…вно!» (смеется). Но ведь эти приступы сомнений случаются у большинства творческих людей. А потом все проходит и я вижу: ого, да у меня вообще-то интересные и крутые работы!

Что касается обучения ювелирному делу, здесь сложно описать последовательность, потому что этот процесс не был похож на официальную образовательную программу. Вообще, у меня так в жизни сложилось, что самое эффективное обучение случалось в живом, интерактивном взаимодействии с человеком, а не во время чтения книг или пассивного прослушивания лекций. Так что я многому научилась во время наших бесед с Димой, порой они начинались даже с каких-то отвлеченных тем, но в ходе диалога у меня просто случались инсайты, связанные непосредственно с работой над украшением.

Конечно, мой путь вовсе не универсален. Кому-то, чтобы стать ювелиром, нужно как можно скорее приступить к практике, а кому-то сначала перелопатить множество книг и теоретического материала, одни входят в профессию через официальное образование и курсы, кто-то рождается в такой семье и получает знания в наследство…

Но любая мечта должна быть проверена на практике. Если есть какая-то идея (я сейчас не только в рамках своей профессии говорю), то ты просто узнаешь, что тебе для ее реализации нужно, обзаводишься инструментами, а потом садишься и учишься делать.

— На случай, если это интервью читают будущие ювелиры… :) Можешь рассказать, что им потребуется на первых этапах?

— Очевидно, человеку, желающему создавать украшения по собственным эскизам, пригодится умение рисовать. Можно было бы здесь также упомянуть чувство вкуса, но сегодня всё это особенно субъективно, и своего покупателя находят самые разные вещи. А дальше человек лезет в гугл, забивает там кучу вопросов: ювелирные украшения — методы работы, стили, техники… Постепенно приходит понимание — что больше откликается, что нравится. Закупаем материалы и — пробуем!

— А как в твоем случае обычно происходит создание украшения?

— Поскольку мы занимаемся продвижением своего фирменного дизайна, то типичной ювелирки, которую можно купить в обычном магазине, у нас просто нет. Я лично занимаюсь подбором камней, вынашиваю идею и реализую ее. Но мне сложно что-то сказать про «обычно», каждый раз процесс кажется абсолютно уникальным, наверное, потому что украшения уникальные. Иногда просто идея в голове, и к ней уже подбираешь камень, как бы заранее «видишь» картинку. Это самый простой случай. А бывает, что нет конкретной идеи, нет камня, есть только какая-то абстракция — чувство или ощущение, которое хочешь выразить через украшение. И руководствуясь этим я ищу камень. Дальше происходит наше знакомство — я держу его в руке, хожу с ним, можно сказать, устанавливаю контакт. Постепенно приходит понимание, в какую «одежку» его одеть. Звучит, конечно, магически, но в таких случаях мне часто кажется, что камень сам мне это подсказывает, а не я придумываю.

Мы также создаем украшения по уже реализованным разработкам, когда клиент посмотрел украшения на сайте и просит сделать ему что-то наподобие микса из наших нескольких работ.

— Где ты находишь камни?

(задумчиво) Да я их не нахожу…

— Они тебя находят?

— Да, скорее так. Везде, где бываю: в последнее время особенно часто в Индии, в Индонезии… И у меня уже наработаны профессиональные связи с людьми, которые по многу лет занимаются камнями, понимают, в каком стиле я работаю и могут предложить что-то особенное. Но в любом случае для всех своих работ я отбираю камни сама и это достаточно взыскательный отбор: для меня принципиально важно работать именно с натуральными камнями, ведь в них сосредоточена сила Земли, мне нравится эта стихия.

— С какими сложностями ты столкнулась до момента, как убедилась, что ювелирное искусство — это твое дело?

— В процессе обучения самым сложным было развить усидчивость, внимательность и самообладание, потому что часто над какой-нибудь крошечной деталью приходилось трудиться часами. Но для творческого человека, знаешь, такого, всегда немного «разбросанного», это очень полезные навыки!

Например, я работаю в технике, где первая версия изделия создается из специального материала — ювелирного воска. Это очень хрупкий материал! И вот ты сидишь два-три часа, кропотливо прорабатывая каждую деталь, а потом неловко поворачиваешься или кто-то тебя отвлекает или раздается резкий телефонный звонок…и весь труд насмарку! Моделька просто хрустнула и развалилась. Надо ли говорить, что такое случалось не раз)) Меня это научило сознательно направлять энергию на дело, которым занимаюсь, сохранять одновременно точность движений и спокойствие. Теперь, можно сказать, я медитирую на украшение во время работы… О, это уже, кажется, что-то из йоги! (смеется)

Был и еще момент, не то чтобы сложность, но определенного рода испытание. Творческие люди поймут! Когда мы открывали свой первый интернет-магазин, я очень волновалась, как наша коллекция будет принята потенциальными покупателями. Работы были уникальными, в них использовались подобранные нами лично камни и уже это обеспечивало неповторимость украшения. Кроме того была игра с фактурой материалов. Но дело даже не столько в материалах и технике, сколько в дизайне — он очень отличался от того, что существовало на тот момент в ювелирке. Это было чем-то новым, совсем не классическим на вид, и я не понимала, какой может быть реакция у людей.

В общем, была как на иголках — по нескольку раз в день проверяла, не поступили ли новые заказы или комментарии. В течение двух недель обратная связь была минимальной. А потом первый покупатель приобрел сразу несколько украшений и написал на сайте буквально целую оду нашей коллекции, упомянув, что давно искал что-то подобное, но нигде не мог найти.

Мне нравится, когда случается такое и Вселенная отдельно взятого человека встречается со Вселенной, которую заключает в себе ювелирное изделие…

Конечно, сегодня я уже уверена в своем профессионализме, но по-прежнему с трепетом отношусь к моменту, когда надо представить результат публике. Украшения отправляются в разные страны, у них появляются хозяева, но изначально каждое из них — мой ребенок и одновременно единый творческий Поток, который через меня находит воплощение в такой форме.