В течение десятилетия, которое мы близко знакомы, мой собеседник прошел путь от позиции рядового специалиста по стратегическому планированию до директора соответствующего отдела, работал как в отечественных компаниях, так и в московском отделении одного из топовых международных рекламных агентств. Тем интереснее было наблюдать за смелым карьерным виражом, который последовал за этим внушительным послужным списком. Знакомьтесь: Дмитрий Лузанов, столяр! — Мы с тобой давно дружим, поэтому, позволь, я начну в неформальном ключе. Как же так: 15 лет успешной работы, серьезный карьерный рост и вдруг такой резкий поворот?.. Дима, ты — и столярка?! С чего начался ваш «роман»? — Поскольку я плохо учился в школе, то после 9-го класса попал в техникум на столярный курс. Мне тогда было относительно все равно: столярка? Ну, почему бы и нет… К тому же мои прадед и дядя были отличными краснодеревщиками. И вдруг мне там очень понравилось учиться! По окончании техникума я умел работать с классическим ручным инструментом, с которого еще в прошлом веке начиналось любое столярное производство — рубанки, стамески, ручные пилы. Но все-таки для себя решил, что дальше поступлю в институт и никаким столяром, конечно же, не буду. Действительно, через несколько лет я погрузился в дивный мир рекламы. Мне очень хотелось работать головой, делать что-то более интеллектуальное, чем строгать и пилить.
— …но не всем мечтам суждено сбываться… :) — Именно! После 15 лет в рекламном бизнесе, уже работая в одном из самых крутых рекламных агентств мира, я в этой отрасли сильно разочаровался. Перестало быть интересным, перестало быть ценным то, что я делаю. Какая-то работа по созданию и продаже несуществующих смыслов. Мне захотелось настоящего.
Та работа, которую я делаю сейчас, она честная. Она стала для меня неким освобождением от иллюзорности. Я вижу результат и отвечаю за то, что сделал. Никто, даже маркетинг-директор Всея Руси не может сказать мне: «Ну, это у Вас не комод, это у Вас кровать получилась! Похоже, Вы неверно поняли бриф и потребительские инсайты!».
В рекламе такое жонглирование терминами и, прости, словоблудие возможно. Для меня лично стало понятно, что чуть ли не половина труда идет на имитацию бурной деятельности и развлечение клиента. Думаю, некоторые из моих бывших коллег согласятся с этим утверждением.
— Ощущение бесполезности нарастало или была какая-то конкретная ситуация, после которой тебя «переключило»? — Я всегда знал, что в рекламном бизнесе есть, так скажем, заметная доля бесполезности. Но она была терпимой для меня. До какого-то момента. А когда уже накопилось, я начал плавно переезжать из одной профессии в другую.
У меня был знакомый, Сергей Богомазов, с которым мы познакомились в сноубордической тусовке, а через несколько лет мы вновь встретились в одном из рекламных агентств. Через некоторое время он занялся своим бизнесом — открыл столярную мастерскую. А я как раз собрался заказать себе кровать и случайно в Фэйсбуке увидел, насколько красивый столик сделал Сергей! Стал с ним обсуждать вопрос своего заказа и пришла мысль: а если я буду ему помогать, обойдется ли мне кровать дешевле? Могу ли я вообще за это взяться?
Сергей предложил мне попробовать, а потом задал очень смелый вопрос: не хочу ли я сменить сферу деятельности?
Конечно, нет! Ведь я совсем недавно устроился в крупную компанию на отличную позицию, я столько лет к этому шел… Так что не надо! Нет!
Но мысль, видимо, запала…
Через некоторое время я заглянул к Сергею в гости в мастерскую. Потом попытался представить себе:
а каково это будет, если я начну ходить туда достаточно часто, каждые выходные, например? А если все свободное время, которое у меня есть, попробую заниматься деревом? Потому что одно дело туризм, а другое — эмиграция.
Я пробовал, пробовал и пришел к выводу: устаю физически, но
это занятие меня наполняет, мне нравится это делать. А реклама больше не нравится. Тогда чего, собственно, ждать?
Вот так мы с Сергеем и начали работать вместе. — Вопрос, который невозможно не задать, учитывая, с какой должности ты уходил, чтобы стать столяром. Тебе говорили, что ты сумасшедший? — О-о-о да! Да! Мне говорили: слушай, так не делают!
Но некоторые делают, я же знаю. Такие примеры, кстати, были даже внутри той компании: один коллега уволился, чтобы начать работать поваром, другая девушка открыла свой магазин ателье базовой женской одежды. И это — состоявшиеся в рекламе люди!
В общем, есть примеры тех, кто уходит, чтобы заняться чем-то своим. Конечно, это совсем
другой уровень свободы и ответственности: ты можешь сделать все, что себе придумал, но должен учитывать временные и финансовые рамки, а также отвечать за результат — не только в текущем моменте, но и в будущем, за то, где окажешься благодаря сегодняшним действиям.
— Когда ты уходил из офиса, отдавал себе отчет о рисках? — Сложно сказать. Я точно рисковал стабильным доходом. Остальные вопросы, например, некий статус (хотя какой там статус?) меня мало волновали. Скорее было интересно, смогу ли заработать на том, что мне нравится? Конечно, я был морально готов к временному снижению своих запросов, возможностей, связанных с финансами. Просто понимал: вот на такую сумму я проживу.
На самом деле, чем ты можешь рисковать? Вот честно: это же не те финансы, не те суммы, чтобы мы могли говорить о каких-то серьезных потерях в случае чего. У большинства обычная, нормальная зарплата, ну, плюс-минус, все равно это не миллионы в месяц. И почему от этого нельзя отказаться и посмотреть, что будет по-другому, если займешься тем, что тебе по душе? Это же как получить новое рождение! И так можно несколько раз за жизнь сделать — такие примеры мы знаем… Правда, Аня?
(смеется) — Да, мы знаем такие примеры! — И это здорово! Ты получаешь другую жизнь — никакого перерождения ждать не надо!
(смеется) И чем ты рискуешь? Своей относительно небольшой зарплатой.
— И еще нервными клетками! — Кстати, я сейчас нахожусь в гораздо меньшем напряжении! Конечно, все равно оно есть, потому что у нас
большое количество заказов и их надо делать все срочно… Но нынешний уровень стресса с прежним несопоставим. Это просто кайф на самом деле! Я даже «случайно» бросил курить благодаря своей новой работе. Вообще я много раз бросал курить на силе воли. Но в офисном режиме через некоторое время привычка возвращалась. А тут сидел как-то обедал… Кстати, обед у мангала на природе после физического труда — это вам не бизнес-ланч! В общем, сижу и понимаю: мне ведь курить-то не надо. Ну, а зачем тогда? И все. Потом, конечно, мне еще хотелось, но я вспоминал это чувство…
Глубоко внутри мы все понимаем, что нам по-настоящему надо, а что нет. Остается только соединиться с этим ощущением внутри себя. Конечно, сейчас из-за большого объема заказов у меня тоже довольно суровый график: работы могут идти с 9 утра до 12 ночи. В этом смысле я для себя понимаю, что нужно еще учиться балансу.
— Скажи, когда ты уже перешел работать в столярную мастерскую, не возникали ли в какие-то моменты мысли о возвращении обратно в рекламу? — Нет.
— То есть задавать тебе вопрос о том, что помогло не соскочить на прежнюю колею… — …абсолютно бесполезно! Потому что просто не было таких сомнений. Зачем мне туда возвращаться? Чего я там не видел?
— Хорошо, тогда другой вопрос. С какими сложностями ты столкнулся, начав заниматься столярным ремеслом?— Первые месяцы была эйфория. Это как влюбленность, знаешь: «Ах, как же всё, ВСЁ здорово!!!». Сейчас мы с тобой разговариваем в правильное время, потому что эта эйфория прошла. Мне по-прежнему очень нравится, но одновременно я осознаю, что в этой работе есть не самые приятные элементы. Я умею с ними работать, делаю это хорошо, но они для меня просто скучные. Например, шлифовка. Это такая тоска! Однообразное, монотонное действие, при котором надо сохранять высокий уровень внимательности. Зато я теперь знаю, как повернуть по-другому производственные процессы, чтобы в конечном итоге свести к минимуму потребность в шлифовальных работах.
Или вот, например, вчера мы устанавливали лестницу. Я люблю проектировать (в институте проектировал корабли, после этого с предметами интерьера было несложно разобраться), изготавливать ту же лестницу, но устанавливать ее уже на месте в кривые стены — а они постоянно кривые! — мне не нравится. Однако это часть моей работы, и я ее делаю. Ну, бывает, надо немножко потерпеть.
Хотя совсем недавно мы нашли для подобного вида работ опытного человека из сферы строительства, так что, возможно, теперь этот вопрос для меня решился.
У нас в основном индивидуальные заказы, так что порой вылезают сложности там, где их не ждешь. К счастью, нет ничего, что нельзя было бы как-то решить, исправить. Просто пока не начнешь делать — не узнаешь, с какими препятствиями столкнешься в каждом конкретном случае. Теоретически можешь сколько угодно готовиться, читать, смотреть обучающие ролики, но на практике случаются сюрпризы.
— Есть ли что-то, чего ты боишься относительно своего дела? — Больше всего я боялся, что мы с Сергеем сядем и будем искать клиентов, а пока их ищем, закончатся финансы, и мы не сможем обеспечивать себя материально. Поскольку я ушел в столярку с головой, у меня не было других возможностей заработка. И я думал, что пока мы не создадим Рекламную Стратегию Своего Бренда
(улыбается), пока не раскрутимся в соцсетях, мы будем сидеть при минимуме заказов.
Но внезапно случилось ровно наоборот: такой поток клиентов, что нам приходится работать очень много! При этом мы не занимаемся продвижением и до сих пор никакие мои компетенции из сферы рекламы не задействованы. Это удивительно для меня, потому что я считал, что это пригодится. Скорее всего, для них еще не пришло время. Но — здесь повторюсь:
пока не попробуешь на практике — не узнаешь, что тебя ждет. Если говорить о том, что тревожит до сих пор, то это вот какая тема. В столярном ремесле существует масса ответвлений, скажем, производство изящных необычных предметов кухонной утвари или изготовление лестниц, винных погребов и т.д. Эти работы и технически отличаются, и по стоимости, и, не побоюсь этого слова, философия там разная… Хотя, казалось бы, в обоих случаях ты пилишь дерево, да? Некоторые из этих проектов приносят больше денег, другие меньше. Так вот мне бы не хотелось ради большего заработка предавать то, что мне нравится в моем деле, те ценности, из-за которых я сюда пришел. Делать настоящие, красивые вещи, из цельных кусков дерева.
Конечно, финансовый аспект важен, но нельзя гоняться только за «жирными» проектами, делая то, от чего ты сам не в восторге. В общем, даже внутри одного любимого дела ты выбираешь определенную позицию, чтобы не терять той нити, которая тебя ведет, откликается внутри…
Знаешь, в тот момент, когда работа в рекламе меня окончательно разочаровала, я ведь не задумывался о так называемом «своем пути». Все произошло очень естественно.
Я просто начал исследовать окружающие возможности: что вообще можно делать, что я могу делать, что мне нравится делать? Некоторое время ходил на курсы (не связанные со столяркой), что-то читал, смотрел, чем занимаются другие люди, интересовался разными профессиональными областями… Если бы я только размышлял, теоретизировал: «Ах, какое же у меня предназначение?», то ничего бы не изменилось.
И еще, мне кажется, надо начинать пробовать вовремя, вот когда приходит мысль: «Что-то не так… Мне не ценно, не интересно то, что я делаю на своей работе». Этой мысли уже достаточно. Значит, сейчас
дается энергия на новый рывок, на трансформацию и надо эту энергию использовать немедленно! Иначе она уйдет, а ты еще на неизвестный срок останешься в ситуации, которая тебя не удовлетворяет. Это как волна. Она идет — ты ловишь.