Попробовать себя в нескольких профессиях, перебрать с десяток мест работы, уходить и возвращаться к искусству…чтобы однажды обнаружить себя прикипевшей сердцем к «лучшим друзьям девушек». Правда, для моей собеседницы это не бриллианты, а огненный опал, адуляр, лабрадорит, турмалин… Настасья Тайна — владелица интернет-магазина эксклюзивных украшений, художница и ювелир, рассказывает о практичном подходе к ремеслу и магических отношениях с натуральными камнями.

— Когда я слышу слово «ювелир», у меня сразу возникает ряд шаблонов: что в эту профессию нельзя войти вот так «с улицы», что ювелиры — это исключительно потомственное и так далее. А как ты пришла к этому делу?

Nastasya— Я никогда не искала дорогу к нему. Даже не думала. Все получилось как-то случайно, как будто поймала волну и пошла вместе с ней. С одной стороны, я постоянно занималась разными творческими штуками: с детства рисовала, училась в институте на графического дизайнера, фотографировала, создавала эскизы одежды… С другой стороны, как и многие творческие люди, периодически пыталась впихнуть себя в рамки какой-то «нормальной», более стабильной работы: была продавцом, официанткой, хостес в ресторане, секретарем…даже дизайн штор в моей жизни промелькнул! (смеется) Что из этого получалось: два месяца тут, полгода там, еще четыре месяца где-то… Выглядело это странно. Я достаточно долгое время пробовала разные занятия и никак не могла понять, что же мне нужно делать для творческой реализации в том масштабе, в каком хотелось. Даже с институтом так получилось — уже через пару лет учебы на графического дизайнера мне стало ясно: рисовать логотипы всю свою жизнь точно не буду. Отклика на профессию внутри меня так и не произошло, хотя полученные в институте знания были интересными и оказались полезными на будущее.

В какой-то момент я познакомилась с ювелиром Дмитрием Кузиным — профессионалом с более чем 10-летним опытом работы, творческим человеком, который стал сначала моим учителем, а потом близким другом и партнером по бизнесу. Вместе мы создали онлайн-магазин с доставкой как по России, так и по всему миру. Его предложение заняться дизайном украшений прозвучало неожиданно, но почему-то внутри я сразу услышала то самое «да!», и просто покорилась ему, сказала: окей, давай попробуем! Ну, а дальше было мучительное обучение, касающееся технических аспектов ювелирного дела. Были сотни часов практики, воспитание дисциплины, моменты отчаяния и слез… Вот так все и началось.

— Чем ты рисковала, занявшись совершенно новым для себя направлением?

— Конечно, энергией и временем, ведь до этого они почти полностью уходили на университет. А теперь надо было расставлять приоритеты. Я не знала, куда приведет меня эксперимент с ювелиркой, но к этому непреодолимо тянуло, особенно на контрасте с графическим дизайном, в котором я уже не видела для себя перспективы. Мой подход — следовать за внутренним голосом, потому что исключительно умом прикидывать — «А что из этого получится через 10 лет?» — у меня так не работает.

— Как происходило твое становление в профессии? От момента, как Дима предложил тебе попробовать себя в этом деле и до сегодняшнего дня, когда ты уже можешь сказать: да, я ювелир и вот мои работы!

— О! У меня до сих пор еще бывают такие психологические «ямы», когда начинает казаться, что никакой я не художник, не ювелир и вообще не расту… Короче, «Я г…вно!» (смеется). Но ведь эти приступы сомнений случаются у большинства творческих людей. А потом все проходит и я вижу: ого, да у меня вообще-то интересные и крутые работы!

Что касается обучения ювелирному делу, здесь сложно описать последовательность, потому что этот процесс не был похож на официальную образовательную программу. Вообще,  у меня так в жизни сложилось, что самое эффективное обучение случалось в живом, интерактивном взаимодействии с человеком, а не во время чтения книг или пассивного прослушивания лекций. Так что я многому научилась во время наших бесед с Димой, порой они начинались даже с каких-то отвлеченных тем, но в ходе диалога у меня просто случались инсайты, связанные непосредственно с работой над украшением.

Конечно, мой путь вовсе не универсален. Кому-то, чтобы стать ювелиром, нужно как можно скорее приступить к практике, а кому-то сначала перелопатить множество книг и теоретического материала, одни входят в профессию через официальное образование и курсы, кто-то рождается в такой семье и получает знания в наследство…

Но любая мечта должна быть проверена на практике. Если есть какая-то идея (я сейчас не только в рамках своей профессии говорю), то ты просто узнаешь, что тебе для ее реализации нужно, обзаводишься инструментами, а потом садишься и учишься делать.

— На случай, если это интервью читают будущие ювелиры… :) Можешь рассказать, что им потребуется на первых этапах?

rings— Очевидно, человеку, желающему создавать украшения по собственным эскизам, пригодится умение рисовать. Можно было бы здесь также упомянуть чувство вкуса, но сегодня всё это особенно субъективно, и своего покупателя находят самые разные вещи. А дальше человек лезет в гугл, забивает там кучу вопросов: ювелирные украшения — методы работы, стили, техники… Постепенно приходит понимание — что больше откликается, что нравится. Закупаем материалы и — пробуем!

— А как в твоем случае обычно происходит создание украшения?

— Поскольку мы занимаемся продвижением своего фирменного дизайна, то типичной ювелирки, которую можно купить в обычном магазине, у нас просто нет. Я лично занимаюсь подбором камней, вынашиваю идею и реализую ее. Но мне сложно что-то сказать про «обычно», каждый раз процесс кажется абсолютно уникальным, наверное, потому что украшения уникальные. Иногда просто идея в голове, и к ней уже подбираешь камень, как бы заранее «видишь» картинку. Это самый простой случай. А  бывает, что нет конкретной идеи, нет камня, есть только какая-то абстракция — чувство или ощущение, которое хочешь выразить через украшение. И руководствуясь этим я ищу камень. Дальше происходит наше знакомство — я держу его в руке, хожу с ним, можно сказать, устанавливаю контакт. Постепенно приходит понимание, в какую «одежку» его одеть. Звучит, конечно, магически, но в таких случаях мне часто кажется, что камень сам мне это подсказывает, а не я придумываю.

Мы также создаем украшения по уже реализованным разработкам, когда клиент посмотрел украшения на сайте и просит сделать ему что-то наподобие микса из наших нескольких работ.

— Где ты находишь камни?

(задумчиво) Да я их не нахожу…

— Они тебя находят?

— Да, скорее так. Везде, где бываю: в последнее время особенно часто в Индии, в Индонезии… И у меня уже наработаны профессиональные связи с людьми, которые по многу лет занимаются камнями, понимают, в каком стиле я работаю и могут предложить что-то особенное. Но в любом случае для всех своих работ я отбираю камни сама и это достаточно взыскательный отбор: для меня принципиально важно работать именно с натуральными камнями, ведь в них сосредоточена сила Земли, мне нравится эта стихия.

— С какими сложностями ты столкнулась до момента, как убедилась, что ювелирное искусство — это твое дело?

Nastasya-2— В процессе обучения самым сложным было развить усидчивость, внимательность и самообладание, потому что часто над какой-нибудь крошечной деталью приходилось трудиться часами. Но для творческого человека, знаешь, такого, всегда немного «разбросанного», это очень полезные навыки!

Например, я работаю в технике, где первая версия изделия создается из специального материала — ювелирного воска. Это очень хрупкий материал! И вот ты сидишь два-три часа, кропотливо прорабатывая каждую деталь, а потом неловко поворачиваешься или кто-то тебя отвлекает или раздается резкий телефонный звонок…и весь труд насмарку! Моделька просто хрустнула и развалилась. Надо ли говорить, что такое случалось не раз)) Меня это научило сознательно направлять энергию на дело, которым занимаюсь, сохранять одновременно точность движений и спокойствие. Теперь, можно сказать, я медитирую на украшение во время работы… О, это уже, кажется, что-то из йоги! (смеется)

Был и еще момент, не то чтобы сложность, но определенного рода испытание. Творческие люди поймут! Когда мы открывали свой первый интернет-магазин, я очень волновалась, как наша коллекция будет принята потенциальными покупателями. Работы были уникальными, в них использовались подобранные нами лично камни и уже это обеспечивало неповторимость украшения. Кроме того была игра с фактурой материалов. Но дело даже не столько в материалах и технике, сколько в дизайне — он очень отличался от того, что существовало на тот момент в ювелирке. Это было чем-то новым, совсем не классическим на вид, и я не понимала, какой может быть реакция у людей.

В общем, была как на иголках — по нескольку раз в день проверяла, не поступили ли новые заказы или комментарии. В течение двух недель обратная связь была минимальной. А потом первый покупатель приобрел сразу несколько украшений и написал на сайте буквально целую оду нашей коллекции, упомянув, что давно искал что-то подобное, но нигде не мог найти.

Мне нравится, когда случается такое и Вселенная отдельно взятого человека встречается со Вселенной, которую заключает в себе ювелирное изделие…

Конечно, сегодня я уже уверена в своем профессионализме, но по-прежнему с трепетом отношусь к моменту, когда надо представить результат публике. Украшения отправляются в разные страны, у них появляются хозяева, но изначально каждое из них — мой ребенок и одновременно единый творческий Поток, который через меня находит воплощение в такой форме.

Комментарии закрыты.