«Загадка женственности»
Книга о том, как незрелость, страхи и политика выдаются за "женственность"
О чем эта книга

Жительницы послевоенной Америки не предполагали, с какими колоссальными личностными кризисами столкнутся, «всего лишь» исполняя свое «женское предназначение»… Однако их опыт на многие поколения остается уроком для женщин во всем мире.

Американская представительница прекрасного пола в 50-е годы — это целое социальное явление. Образ растиражирован и известен далеко за пределами США: улыбчивая, с точеной фигурой, в домашнем фартучке и бытовом антураже, она вся создана для услаждения любимого мужа и заботы о милых детках.

Исторические и политические обстоятельства сложились так, что в середине 20 века несколько поколений женщин по собственному убеждению или же под давлением социальных оценок посвятили себя дому и семье. Они отказались от образовательных и карьерных амбиций, отказались от тех возможностей, за которые бились их бабушки-феминистки, и гордо назвали себя «домохозяйками».

Отчасти это было откликом, обратным движением маятника после пережитого одиночества и страхов Второй Мировой Войны. У кого-то возлюбленные уходили на фронт и не возвращались, кто-то еще даже не успел вступить в романтические отношения. Угроза жизни, пусть далекая и гипотетическая, создавала тревожность и одновременно романтизировала ситуацию: удастся ли мне встретить своего героя? создать с ним семью? и когда же это уже случится?..

Мужчины возвращались с фронта. И им нужны были рабочие места, которые за это время оказались заняты женщинами. Замаячил рост безработицы. Тогда на государственном уровне были предприняты неожиданные шаги.

Лозунг «Обратно к семье!» теперь был обращен не только к усталым бойцам, но и к представительницам прекрасного пола. Статус домохозяйки вдруг стал не только уважаемым, но даже модным и патриотичным. Это оказалось удобным решением.

Новый подход устранял риск безработицы (женщины, увлекшись идеей служения семье, сами с удовольствием отходили от дел и уступали рабочие места вернувшимся с фронта мужчинам), разряжал социальную напряженность и на некоторое время повышал удовлетворенность людей. На волне новой социальной политики они быстрее и в более раннем возрасте объединялись в пары, заводили семьи, рожали детей. В истории страны то время запомнилось в том числе как период скороспелых браков.

Молодые женщины были уверены, что делают правильный выбор. И только несколько лет (а то и десятилетий) спустя они столкнутся с внутренней неудовлетворенностью, неуверенностью в себе, с ощущением потери смысла жизни и другими негативными последствиями отсутствия образования и карьеры.

Эта книга — о той самой загадочной «женственности», которая в разные периоды была удобна государству и обществу. И о той «золотой клетке», в которой по собственной воле оказались заперты «женственные» женщины.

Кто автор

Бетти Фридан — одна из лидеров феминистического движения Америки. Она выступала за возможность для женщин занимать государственные посты, иметь равную с мужчинами заработную плату, за отмену запрета на аборты. Написала 6 книг и до самого преклонного возраста вела активную общественную деятельность.

В книге «Загадка женственности» она искренне и горячо пишет: «Разве так трудно понять, что эмансипация, стремление получить право быть полноценным человеком были настолько необходимы многим поколениям женщин, что они боролись за них буквально врукопашную, шли за них в тюрьмы и умирали?».

Лучшая мысль

«Человеческий интеллект и энергия женщины не учитываются. Но они существуют и предназначены для того, чтобы быть использованными для более высокой цели, чем домашняя работа и приобретение вещей. Возможно, только больное общество, не желающее решать свои проблемы и не способное выдвигать цели и задачи, соответствующие возможностям и знаниям его членов, предпочитает игнорировать силу женщин. Возможно, только больное или незрелое общество предпочитает делать из женщин «домохозяек», а не людей. Возможно, только больные или незрелые мужчины и женщины, не желающие браться за разрешение сложнейших проблем общества, могут удалиться надолго, не испытывая невыносимых страданий, в свой заполоненный вещами дом и поставить крест на самой жизни».

Глава, из которой взята эта цитата, повествует о том, как возвращение женщин к плите помог улучшить экономические показатели. Домохозяйки тоже хотели чувствовать какой-то прогресс и саморазвитие, а единственным полем их деятельности был только дом.

И вот — «неожиданно» подскакивает потребительский спрос на средства для уборки, технические устройства для приготовления изысканных блюд, элементы интерьера… Рынок отвечает на это всё более и более разнообразными предложениями, продавая женщине иллюзию личностного роста и реальных достижений — стоит только начать чистить ковер этим новым пылесосом!

Можно поспорить

«…у юношей масса забот: они заняты поисками самоидентификации, им нужно выполнять свой жизненный план, а у девушек проблема одна— исполнить свою биологическую функцию».

В некоторых формулировках автор перегибает палку — кстати, у самой Фридан было трое детей и все они были рождены в браке. Семья и дети — это не только биологическая функция, но и множество серьезных уроков, которые могут растить нас личностно, обогащать нашу духовную жизнь.

Но все-таки женщина, не развившая в себе творческие амбиции и умение мыслить (а именно против такого образа жизни выступала Фридан, но не против женщины и семьи как таковых!) с большей вероятностью будет самоутверждается через семью и в том числе, как бы смешно ни звучало, через свои детородные способности.

Интересная мысль

«…речь заходит о сути женственности. Ее сложившийся образ таков: женщины пассивны, несамостоятельны, неспособны к оригинальному и критическому мышлению. Приверженцы этого образа продолжают воспитывать девушек такими, какими в былые времена их делал недостаток образования. Никто не задается вопросом о том, правда ли, что пассивно женственная, неразвитая, зависимая женщина — в примитивных обществах или в американском пригороде — счастливее, чем та, что посвятила себя научным или общественным интересам и вышла за стены собственного дома?»

Здесь очень важно вспомнить, что книга написана об американках 50-х годов. Для многих «насильно» эмансипированных российских женщин она может показаться неактуальной.

Но все же я решила написать о ней, потому что если вы читаете интернет, то могли заметить активизацию настроений в сторону «женского предназначения» и «истинной женственности». Это течение псевдопсихологии предлагает женщине сохранять инфантильное мышление и поведение: «Придет большой папочка и всё для тебя сделает, если ты будешь хорошей, покладистой девочкой». Поклонницы «истинной женственности» могут привлечься тем, как удобно и приятно устроена эта философия, но даже не подозревать об ее оборотной стороне. В этом случае книга «Загадка женственности» может открыть глаза на последствия.

Кому полезна эта книга

«Загадка женственности» очень ярко демонстрирует: под «женственностью» на самом деле может прятаться незрелость и страх взять ответственность за свою жизнь. Многочисленные социальные и психологические исследования, которые приводит автор, подтверждают, что отказ от самопознания, саморазвития и определенных вызовов в жизни и социуме приводят женщину в долгосрочной перспективе к достаточно печальному состоянию. Она деградирует как личность, портятся отношения в семье и с детьми. Ведь, как замечает автор, муж и дети становятся объектами «домашней карьеры» женщины и постоянно испытывают давление ее амбиций и энергии, у которых нет другого выхода, если она отказалась от профессиональной реализации.

Книга Бетти Фридан — не про удачное замужество, не про обретение комфорта и безопасности, не про «хорошую девочку». Она — про смелость задавать себе вопросы о своей жизни, знать себя, быть разной и наверняка, для кого-то неудобной.
Для тех, кто верит в партнерский формат отношений, в личную ответственность за свою жизнь, в ценность разносторонней самореализации — книга станет хорошим собеседником!